Электростальский филиал ГОУ СПО   "Московский колледж управления и новых технологий"

Материалы курса "Построение карьеры"
 Студент Социальные
навыки
Управление стрессами Уверенное поведение Виды общения Упражнения
 Трудоустройство Общие рекомендации (основные навыки общения)
Социальные навыки

Социальные навыки можно определить как формы специально усвоенного поведения, к которым индивид прибегает при социальном взаимодействии, с целью добиться от окружающих поощрительных реакций. Это поведение может быть вербальным и невербальным. Поощрением того или иного поведения может служить хорошая беседа, профессиональное собеседование, заканчивающееся приемом на работу, и даже назначение свидания.

Понимание важности невербального поведения, навыков ведения беседы, умение договариваться, назначать свидание или встречу – все это попадает под общее понятие социальных навыков. Как Вы узнали из раздела, посвященного уверенному поведению, люди зачастую обладают необходимыми навыками, но не используют их в конкретной ситуации из-за неадекватных убеждений и ситуационной тревоги.

Как мы приобретаем социальные навыки?

Наблюдение за чужим поведением часто становится одним из важнейших способов передачи социальных навыков. Наш выбор – имитировать или не имитировать поведение других людей – зависит от нескольких факторов. К ним, как отметил профессор философии Джефри А. Келли, специалист в области социальных навыков, относятся: возраст наблюдаемого лица (модели), пол модели, привлекательность или не привлекательность модели, наличие или отсутствие какого-либо ощутимого сходства наблюдателя с моделью, поощрение или порицание модели за свое поведение и наличие/отсутствие в проявленном поведении сходства с каким-либо прежним поведением наблюдателя. Модели социального поведения не ограничиваются людьми из ближайшего окружения. На социальное поведение влияют как телегерои, так и другие вымышленные персонажи. Для Вас будет важным выявить в своем окружении людей, которые различаются по уровню владения социальными навыками. Вы можете, наблюдая за ними, усовершенствовать свою способность идентифицировать социально грамотное поведение (как вербальное, так и невербальное) – т.е. такое поведение других людей, которое представляется ведущим к желательным для Вас формам поощрения (увеличение числа друзей и знакомых, работа и т.д.).

Другим аспектом в развитии социальных навыков является обратная связь. Обратная связь представляет собой позитивную или негативную информацию, которая поступает в качестве реакции на поведение индивида и которую можно использовать как орудие оценки собственного поведения. Обратная связь может проявляться в форме прямого заявления: «Не думаю, что Вы меня слушали, потому что Вы на меня не смотрели» или в виде невербальных намеков, таких как повышенный или пониженный визуальный контакт. Обратная связь, чтобы принести пользу, должна быть распознаваемой. В ситуациях общения может очень помочь умение улавливать и более тонкие намеки. Получить необходимый опыт в определении смысла невербальных намеков нам поможет раздел «Виды общения».

© ЭФ ГОУ СПО "МКУиНТ"     2008 год
Hosted by uCoz