Электростальский филиал ГОУ СПО   "Московский колледж управления и новых технологий"

Материалы курса "Построение карьеры"
 Студент Составление
резюме
Источники сведений Общение по телефону Собеседование
 Трудоустройство Техника поиска работы
Составление резюме

Цель: добиться собеседования (привлечь внимание работодателя к своей кандидатуре на вакансию, вызвать ощущение, что вы именно тот человек, который ему нужен).

Ценности и преимущества:
  • составление резюме похоже на складывание мозаики: вы можете выбрать все нужное из вашей жизни и создать законченную картину;
  • под разные вакансии и новые требования можно составлять новое резюме;
  • описывая свой опыт, деловые качества, вы как бы заново знакомитесь с собой, исследуете себя с разных позиций;
  • в резюме все должно быть правдой, но кое-какую информацию можно просто опустить;
  • единых правил в написании резюме не существует, но есть основные пункты, следуя которым, вы дадите все необходимые сведения и легче достигнете поставленной цели.

Основные пункты
  • Заглавие.
    Вместо заглавия в виде слов «Резюме», «СV» и пр. укажите полностью свою фамилию, имя и отчество.
  • Вакансия или позиция.
    Укажите должность, на которую вы претендуете. Лучше ее выделить крупно, чтобы она хорошо читалась даже, если резюме пойдет через факс.
  • Формальные данные.
    Возраст, семейное положение, адрес указывать желательно, телефон – обязательно. Если возраст, семейное положение, прописка вызывают некоторые «опасения», их можно указать в конце резюме или вовсе опустить.
  • Образование.
    Перечень учебных заведений дается в прямой последовательности. Если вы закончили сначала техникум, а затем ВУЗ, то первое образование важно только в том случае, если оно имеет отношение к вакансии. Указываются год поступления, год окончания, название учебного заведения, полученная специальность и квалификация. Далее сообщаются сведения о курсах, стажировках и пр. Пишите все, что может свидетельствовать об уровне вашего профессионализма. То, что относится к миру увлечений, лучше исключить. Если вы недавно окончили учебное заведение , стоит указать название дипломной работы, практикума, участие в научно-практических конференциях, все то, что имеет отношение к предполагаемой работе.
  • Опыт работы.
    Принято начинать с последнего места работы и следовать в обратном порядке. Сначала указываются даты (год, месяц) поступления и окончания работы, название предприятия. В скобках можно указать направление деятельности, если само по себе название предприятия ни о чем не говорит. Далее указывается должность. Лучше, если ее название звучит также как и вакансия, на которую вы претендуете. Даже если в трудовой книжке она называется иначе, но обязанности вы выполняли те же, то скорректируйте ее название. На собеседовании можно сослаться на штатное расписание или что-то в этом роде. Не переписывайте всю трудовую биографию, ограничьтесь тем, что имеет отношение к предполагаемой работе и должности. Подробнее остановитесь на описании должностных обязанностей, которые соответствуют искомой вакансии. У работодателя не должно оставаться сомнений: вы точно знаете, что будете делать на его предприятии. Если вы «свежий» выпускник учебного заведения , укажите любой опыт работы, даже незначительный. Это может быть производственная или преддипломная практика, лабораторные работы, научно-исследовательская деятельность.
  • Дополнительные навыки.
    Дополнительные навыки должны добавить колорита вашему резюме. К этому пункту относятся знания компьютера, стенографии, владение иностранными языками, ведение деловой переписки, вождение автомобиля и т.д. Если вы только овладеваете компьютером, напишите, что вы – пользователь. Те, кто с компьютером на «ты», могут добавить – опытный пользователь и указать программы, с которыми вы работаете. Уровень владения иностранным языком может быть: базовый – чтение и перевод со словарем; разговорный – умение понимать несложную иностранную речь и объясняться на языке; свободный – большой словарный запас, общение на профессиональные темы, чтение и понимание без словаря.
  • Личные качества.
    Иногда о них пишут, иногда нет. Этой информации, конечно, не доверяют безоговорочно, а рассматривают скорее с точки зрения здравого смысла. Если человек, претендующий на должность бухгалтера, пишет, что он инициативен, любит работать с людьми, и для него характерен творческий подход к делу – у него немного шансов получить работу. Профессионал потому и профессионал, что его личностные качества соответствуют качествам профессионально важным. В каждой профессии свой набор профессионально важных качеств. Ваша задача – определить, какими качествами, важными в вашей профессии, обладаете вы, и указать их в резюме.
  • Рекомендации.
    Если есть люди, готовые рекомендовать вас, укажите фамилию, имя и отчество этого человека, место работы, должность и номер телефона. Не забудьте предупредить вашего «протеже» о своих намерениях.

Типичные ошибки при написании резюме
  1. Ошибки правописания и пунктуации.
    Это самая распространенная (и смертельная для резюме) ошибка!!! которая указывает на Вашу орфографическую неграмотность. Для точности Вы должны несколько раз внимательно прочитать резюме (особо уделить внимание числам, датам, названиям городов и т.д.) и в случае обнаружения неточностей доработать или добавить информацию в резюме.
    Затем покажите свое резюме нескольким друзьям и попросите их прочитать его вслух. Обращайте внимание на то, когда они будут делать паузу; это может означать то, что в резюме Вы написали запутывающую или неточную информацию.
    После того, как друзья выскажут критику по поводу Вашего резюме (если такая будет), постарайтесь учесть все пожелания и переработать резюме в соответствии с ними, чтобы уже на 100% избавиться от ошибок.
  2. Отсутствие или неправильно поставленная цель в резюме.
    Не уточняя на какую работу Вы претендуете, Вы, тем самым, начинаете свое резюме с грубейшей ошибки. Почему? Вы вынуждаете работодателя прочитать и вникнуть во всю предоставленную информацию, чтобы в конце он сам придумал для какой работы Вы подходите.
    Таким образом, Вы создаете дополнительную работу для человека, читающего Ваше резюме. Чем более конкретно поставлена и расписана цель, тем лучше.
  3. Акцент на обязанностях вместо результатов.
    С одной стороны, очень важно перечислить читателю Ваши обязанности на предыдущих местах работы, но намного важнее уделить большую часть времени на описание Ваших профессиональных достижений и успехов, в результате которых Вы сделали себя ценным специалистом для прошлых работодателей. Сосредоточьтесь на своих прошлых результатах и достижениях. Чем определенней, тем лучше.
  4. Перегруженность сложными словами и терминологиями.
    Очень часто резюме проигрывает от избытка многосложных слов и терминологий. Не прячьтесь за Вашим словарным запасом. Если Ваше резюме малопонятно и составленно не по существу, читателю оно становится скучным и, вероятнее всего, будет отправлено в корзину.
    Будьте проще! Напишите резюме таким образом, как если бы Вы писали его для ученика шестого класса. Это уровень письма, которому обучаются журналисты, для привлечения внимания читателя.
    Например: вместо того, чтобы написать "обеспечивал выполнение", употребите слово "выполнял"; вместо слова "употреблял", примените "использовал"; вместо "взаимодействовал с людьми" напишите "работал с людьми".

Личностно-деловые качества (список в помощь)

  • умение работать в команде,
  • способность организовать свой труд и труд своих подчиненных,
  • умение работать самостоятельно при минимальном контроле,
  • способность находить взаимопонимание с партнерами,
  • умение «подать товар лицом»,
  • умение убеждать других,
  • хорошая память (на лица, на цифры и т.д.),
  • умение аккуратно и с толком обращаться с деньгами,
  • аккуратен в работе с документацией,
  • готовность менять привычную рутину,
  • способность к быстрой и точной реакции,
  • умение собирать и систематизировать информацию,
  • организаторские способности,
  • ораторские способности, умение работать с аудиторией,
  • умение вести деловую переписку,
  • умение планировать, осуществлять прогноз,
  • способность находить нестандартные решения,
  • умение принимать взвешенные решения,
  • умение формулировать и излагать мысли (письменно и устно),
  • умение контролировать, формировать и поддерживать высокую трудовую мотивацию,
  • умение организовать и управлять процессом труда,
  • умение четко выполнять полученные инструкции,
  • свободно вступаю в контакты, не испытываю трудностей в общении,
  • сохраняю выдержку при столкновении с неожиданными обстоятельствами,
  • отличаюсь чутким и внимательным отношением к людям,
  • предприимчив, готов к разумному риску,
  • доверчив и покладист, хорошо уживаюсь в коллективе,
  • спокоен, серьезен и предусмотрителен, стараюсь планировать дела заранее,
  • энергичен и активен, живо откликаюсь на происходящие события,
  • эмоционально устойчивый, спокойный, постоянен в своих интересах и планах,
  • высокий уровень развития интеллектуальных способностей,
  • широкие познавательные интересы,
  • развитое перспективное мышление,
  • стремлюсь к высоким результатам в работе,
  • активно-исполнительный, гармоничный и результативный в труде,
  • добросовестный и обязательный, обладаю развитым чувством долга и стойкими моральными принципами,
  • упорен и настойчив в преодолении препятствий на пути к цели,
  • высокий самоконтроль, способен работать самостоятельно,
  • экспериментатор и новатор по своей природе, стремлюсь использовать новые способы и приемы в работе,
  • умение работать с большим объемом разнородной информации.

Составление сопроводительного письма

Общие правила
Ваше сопроводительное письмо - средство, с помощью которого вы представляетесь работодателю, показывая при этом, почему вы наилучшим образом подходите на претендуемую должность, в то время, как ваше резюме - перечень достижений и занимаемых позиций. Ваше сопроводительное письмо первым оставляет у работодателя впечатление о вас; некоторые работодатели не станут даже заглядывать в резюме, если их не заинтересует сопроводительное письмо.

Ваше сопроводительное письмо ни в коем случае не должно содержать каких-либо грамматических ошибок. Насколько бы очевидным это ни казалось, даже сегодня встречается много соискателей, которые не учитывают этот момент. Помните, ошибок быть не должно!

В отличие от резюме сопроводительное письмо пишется в более свободной форме. То есть сопроводительное письмо – это ваше повествование на тему: «Почему на работу нужно взять именно меня».

Будьте точны в формулировках, не нужно писать много «красивых фраз», чтобы нарастить объем письма. Вероятность, что длинное письмо будет дочитано до конца, очень мала. Предельно допустимый объем сопроводительного письма – 1 страница формата А4. Работодатели, зачастую, читают сотни (и даже тысячи) писем претендентов, поэтому увеличивая размер документа (тем самым увеличивая их работу), вы вряд ли поможете себе.

Письмо должно состоять из 3-4 небольших частей:
  1. Почему вы пишите это сопроводительное письмо.
    То есть обязательно нужно указать, на какую должность вы претендуете, и откуда вы узнали, что у компании есть открытая вакансия (например, вам об этом сообщил ваш друг, который работает в этой компании, либо вы нашли объявление в газете или Интернете). Не лишним будет показать, что вы следите за деятельностью этой компании (например, знаете и цените, что она входит в ТОП-10 крупнейших компаний в своей отрасли). Не вдавайтесь в детали, кратко, но четко дайте понять, что знакомы с компанией и ее деятельностью.
  2. образовании и опыт работы.
    Конечно же, работодателя интересует только то, что тесно связано с вакансией, на которую вы претендуете. Не пытайтесь повторно пересказать свое резюме, посмотрите текст вакансии и опишите ваш опыт и образование с точки зрения требований к соискателю, которые указаны в вакансии. Например, если работодателю требуется бухгалтер со знанием 1С:Бухгалтерии, опишите, какие задачи вы как бухгалтер выполняли ранее, в том числе с помощью этой программы. Вы должны показать, что соответствуете ВСЕМ требованиям работодателя.
  3. Почему на данную должность нужно взять именно вас.
    Напишите, какую пользу вы можете принести компании, укажите свои ценные навыки и качества (не забывайте при этом про краткость и точность), которые будут незаменимы на новом рабочем месте.
  4. заключение.
    Здесь нужно написать о готовности пройти собеседование. А в самом низу дополнить письмо завершающей фразой, например, «С уважением, Николай Андреев» или "Спасибо за ваше время".

Печатать свое сопроводительное письмо следует только на лазерном принтере, используйте стандартную белую писчую бумагу, желательно не плотную.

Помните, что работодатели принимают на работу по результатам собеседования, а ваши сопроводительное письмо и резюме - билет на собеседование.

Видите, не так все и сложно. Имея на руках грамотно составленное резюме, можно смело рассылать его по кадровым агентствам и предлагать работодателю. Не менее важно то, что, возможно, впервые вы четко сформулировали ответы на важные вопросы: кто я? Каковы мои профессиональные качества? Чем я действительно хочу заниматься? Каковы мои достоинства и недостатки? Таким образом, получается, что составление резюме - это важнейший шаг по длинной карьерной лестнице.

Скачать примерный бланк резюме

© ЭФ ГОУ СПО "МКУиНТ"     2008 год
Hosted by uCoz