Электростальский филиал ГОУ СПО   "Московский колледж управления и новых технологий"

Материалы курса "Построение карьеры"
 Студент Собеседование Источники сведений Составление резюме Общение по телефону
 Трудоустройство Техника поиска работы
Собеседование

Цель: убедить работодателя, что именно вы являетесь подходящим для него работником.

Обычно собеседование проходит несколько этапов. Сначала это просто знакомство: вас просят заполнить анкету, рассказать об опыте работы, образовании, планах на будущее. Если вы производите впечатление «подходящего» человека, вам предлагают встретиться с тем, кто проводит профессиональное собеседование. Его цель – выяснить ваш профессиональный уровень, сопоставить его с требованиями, предъявляемыми новой должностью.

Затем может последовать встреча с психологом или руководителем фирмы. За успешным собеседованием следуют переговоры об испытательном сроке, уровне оплаты и пр. Казалось бы, можно поставить точку, но…позвольте вас спросить: Вы получили достаточно информации для принятия решения?
К сожалению, часто забывают, что не только вас выбирают, но и вы выбираете тоже. Выбираете свое будущее, свой образ жизни на несколько лет вперед. Помните, что собеседование – это диалог. Не бойтесь задавать вопросы: насколько данное рабочее место, организация соответствуют вашим ожиданиям, какие есть возможности развития карьеры, перспективы профессионального роста. Ваша заинтересованность и активность только увеличивают ваши шансы.

К сожалению, часто забывают, что не только вас выбирают, но и вы выбираете тоже. Выбираете свое будущее, свой образ жизни на несколько лет вперед. Помните, что собеседование – это диалог. Не бойтесь задавать вопросы: насколько данное рабочее место, организация соответствуют вашим ожиданиям, какие есть возможности развития карьеры, перспективы профессионального роста. Ваша заинтересованность и активность только увеличивают ваши шансы.

Вы пришли на собеседование
Как правило, персонал подбирают люди искушенные. Предугадать, с каким человеком вам предстоит встретиться на собеседовании и в соответствии с этим выстроить линию поведения, невозможно. Поэтому не может быть универсальных рекомендаций, кроме, пожалуй, одной: будьте самим собой. Что касается остального, то опыт тех, кто прошел подобные испытания, позволяет скорее выявить, чего лучше не делать:
  • Читать чужие мысли: «Я думаю, что вы считаете то-то и то-то». И люди часто ошибаются именно из-за того, что не сомневаются в правильности своих гипотез.
  • «Давить» на собеседника, демонстрировать кротость и покорность судьбе. Агрессивность и беспомощность отталкивают в равной степени.
  • Бояться, нервничать, заикаться – это заставляет усомниться в словах о профессиональной компетентности и личной состоятельности. Худшее, что может случиться – вам откажут в вакансии. Но она не первая и не последняя: порассуждав, вы сами поймете, что бояться, действительно, нечего.
  • Произвести неотразимое впечатление при помощи туалета: обилия драгоценностей, глубокого декольте, стремящегося достичь уровня длины юбки, «боевой» раскраски лица и пр. Поверьте, есть другие способы продемонстрировать свою индивидуальность
  • Если вы энергичны и считаете это своим главным достоинством, не стоит это утрировать. Излишняя напористость создает впечатление неуправляемости и конфликтности человека.
  • Если вы подавлены (безработица – не лучший период жизни), соберитесь. Вас могут пожалеть, но место вы не получите. Предприятию нужны надежные, уравновешенные сотрудники, на которых можно положиться.

Наиболее распространенные причины отказа в работе
  • Жалкий внешний вид.
  • «Манеры всезнайки»: стремление показать свое превосходство.
  • Неумение хорошо говорить (слабый голос, плохая дикция, ошибки в произношении).
  • Отсутствие плана карьеры, четких целей и задач.
  • Неуверенность в себе и неискренность.
  • Отсутствие интереса и энтузиазма.
  • Невозможность сверхурочной работы.
  • Завышенный уровень притязаний по должности и зарплате.
  • Самооправдания, уклончивые ответы.
  • Недостаток такта, незнание этикета.
  • Незрелость суждений.
  • Агрессивность.
  • Презрительный отзыв о предыдущих работодателях.
  • Нежелание учиться и повышать свою квалификацию.
  • Излишняя медлительность, заторможенность.
  • Нежелание смотреть в глаза.
  • Нерешительность.
  • Неудачная семейная жизнь.
  • Неряшливость.
  • Отсутствие твердой цели. Согласие на любую работу.
  • Отсутствие чувства юмора.
  • Низкая квалификация.
  • Отсутствие интереса к организации, профессии.
  • Подчеркивание личных связей с влиятельными людьми.
  • Цинизм, низкий моральный уровень.
  • Предубеждения, нетерпимость к инакомыслию.
  • Узость интересов.
  • Неспособность воспринимать критику.
  • Отсутствие вопросов.
  • Авторитарность, попытка оказать давление на того, кто проводит собеседование.

Вопросы, которые можно услышать на собеседовании

Образование, способность к обучению
  • Какие предметы вам удавались больше / меньше в институте?
  • Как вы выбирали профессию и учебное заведение?
  • Кто из членов вашей семьи повлиял на выбор профессии?
  • Как вы думаете совершенствовать вашу профессиональную подготовку?
  • В чем вы уже состоялись как профессионал?
  • Чему бы хотели научиться в ближайшем будущем?

Трудовая деятельность
  • В каких организациях вы работали раньше?
  • Сколько вам было лет, когда вы заработали свои первые деньги?
  • Почему вы решили устроиться именно в ту организацию, где работали последнее время?
  • Какие аспекты работы вам нравились больше / меньше?
  • Каков ваш опыт в руководстве / управлении другими людьми?
  • С людьми какого типа вы любите / не любите работать?
  • Почему вы работали в данной организации так долго / так мало?
  • Почему вы приняли решение уйти из организации? Что послужило причиной вашего ухода? Что могло заставить вас продолжить работу в организации?
  • Какие еще предложения о работе вы рассматриваете? Что может повлиять на их принятие или отказ?

Амбиции и мотивация, планы на будущее
  • Почему вы хотите получить эту работу?
  • Знаете ли вы что-нибудь о нашей организации?
  • Какие направления деятельности вас интересуют в большей/меньшей степени?
  • Чем вы планируете заниматься через 5 лет?
  • Чего бы вы хотели достичь через 10 лет?
  • Если вы устроитесь к нам и получите более выгодное предложение, как вы поступите?
  • Каким должно быть предложение, чтобы вы его приняли?
  • Что вы будете делать, если не получите эту работу?
  • На какую зарплату вы рассчитываете?
  • Что вы считаете удачей в своей жизни?
  • Какие черты характера вы хотели бы в себе исправить?

Работа в организации
  • Каков круг ваших обязанностей в настоящее время / был, когда вы работали?
  • Есть ли / было ли что-то в вашей работе, что вы хотели бы иметь у нас?
  • Хотели бы вы что-то изменить в своей работе? В работе своего отдела? Что именно?
  • Какова ваша текущая / последняя зарплата?
  • Может ли ваш работодатель дать вам рекомендацию?
  • Почему вас уволили?
  • Как вы оцениваете нашу организацию с точки зрения вашей дальнейшей карьеры?
  • Какие качества, по-вашему, необходимы, чтобы успешно справляться с данной работой?

Семья
  • Каков состав вашей семьи?
  • Есть ли у вас братья и сестры?
  • Где вы живете? С кем вы живете?
  • Каковы ваши отношения с членами семьи?
  • Как распределяются домашние обязанности в вашей семье?
  • Какие покупки вы собираетесь сделать в ближайшее время?

Хобби
  • Что вы делаете в свободное время?
  • Есть ли у вас увлечения. Чем это вызвано?
  • Какой совет вы дадите человеку, начинающему этим интересоваться?
  • Занимаетесь ли вы каким-либо видом спорта?
  • Как много времени вы этому посвящаете?
  • Каких успехов вы достигли?
  • Какие достижения вы считаете наиболее важными?
  • Какую литературу вы любите читать?

Чего не следует делать

Советы для тех, кто решил провалиться на собеседовании
Садитесь на краешек стула и начинайте играть в любимую детскую игру «молчанка». Старайтесь не отвечать конкретно ни на один вопрос, и вы увидите, как интервьюер сначала взмокнет, потом завянет и навсегда потеряет к вам интерес.

Скрестите руки на груди и положите ногу на ногу. На языке жестов эта поза называется «двойной замок». Эффект будет еще большим, если вы будете постоянно отводить от собеседника глаза или, наоборот, пристально на него смотреть. Пусть попробует выдержать ваш твердый взгляд! Уверяем вас, что после такой встречи, работодатель, потирая руки, вспомнит, что не зря оплатил семинар с кратким курсом по языку жестов.

Вывалите на собеседника весь груз своих проблем и переживаний: пусть он побудет в вашей шкуре и попробует со всем этим разобраться. Создайте впечатление, что кроме вас ему не с кем поговорить.

Отвечайте как можно более подробно, начиная издалека, не упуская детали и подробности. Ведь чем более пространной будет ваша речь, тем меньше шансов у интервьюера задать новые вопросы.

Если обстоятельность – не ваша сильная сторона, тогда советуем говорить быстро, помогая себе энергичной жестикуляцией, – мигрень ему обеспечена, а вы в прямом смысле слова до утра не выйдете у него из головы.

Подбадривайте собеседника после каждого вопроса фразами типа: «Очень хороший вопрос», и чтобы не дать ему опомниться, спросите прямо в лоб: «А как бы вы на него ответили?»

И чтобы успех был оглушительным, придите в затрапезном виде позже назначенного времени, со жвачкой во рту и не вынимайте ее на протяжении всего собеседования.

© ЭФ ГОУ СПО "МКУиНТ"     2008 год
Hosted by uCoz